Вокруг Гарды

Мое первое заочное знакомство с итальянским озером Гарда произошло в далеком 2014ом. Тогда мы с мамой решились на нашу первую поездку в Италию и мечтали посвятить денек путешествию на поезде из Бергамо в Десензано. Реальность внесла свои коррективы: отпуск в разъездах на общественном транспорте с коляской оказался не таким привлекательным, и в тот раз мы ограничились двумя локациями: Бергамо и Миланом. Было немного жалко расставаться с неосуществившейся мечтой посетить Гарду, ведь столько информации было нагуглено наперед, но с другой стороны — для ознакомительной поездки в Италию двух городов оказалось достаточно.

Второй шанс судьба предоставила нам лишь в 2018ом — спустя целых четыре года после первой итальянской вылазки. В промежутках между ними мы всерьез подсели на Португалию и Испанию, однако ж Гарда не была забыта…

Итак, летом 2018ого мы подошли к вопросу более, чем основательно: сколотили большую компанию, сняли дом и арендовали шустрый Фиатик. В тот раз по неведомой причине я не вдохновилась на написание детальных отчетов, но сейчас — уже после второй по счету поездки на любимое озеро, мне кажется это непростительной оплошностью… Багаж знаний и впечатлений накопился достаточный, теперь считаю необходимым увековечить их в интернет-скрижалях.

Надо отметить, что в 2018ом помимо самой Гарды мы непременно решили посетить Верону, Венецию и, повторно, Милан. Из городов на Гарде мы ограничились Десензано, Сирмионе, Пескьерой и Гардоне Ривьерой, утопающей в олеандровых деревьях. Также зацепили замечательный аквапарк CANEVAWORLD, а несколько дней спустя застряли в двухчасовой пробке при попытке прорваться в предзакатный Лазице, после чего вернулись в Десензано, несолоно хлебавши.

В 2021ом Лазице, наконец, покорился нам. А, кроме того, добрались в Риву, Тосколано-Мадерно и Сало. На этот раз прорваться не удалось в Сирмионе: полный аншлаг на местных парковках и ограниченное время до вылета не позволили насладиться легендарным замком Скалигеров.

Вернувшись домой, подытожили, что и сейчас не вышло закончить знакомство с озером: Мальчезине, Бардолино (равно как и знаменитые бардолинские вина), храм Мадонны делла Короны, водопад Вароне, Торболе и многие другие умопомрачительные локации опять незаметно ускользнули от нас ) Зато на карте путешествий появились три новых итальянских города: родина Страдивари — Кремона, столица южного Тироля -Тренто и игрушечный Комо у подножия одноименного озера недалеко от швейцарской границы.

Наверное, стоит подробнее остановиться на причине, по которой два раза подряд для путешествий вокруг самого большого озера Италии мы выбираем городок Десензано-дель Гарда. Ответ прост: стратегически идеальный пункт для поездок в любом направлении по трассе Милан — Венеция, а также вверх — к Доломитовым Альпам и южному Тиролю. В Дезенцано есть даже свой железнодорожный вокзал, с которого мы однажды отправились в прогулку до Милана, благоразумно не рискнув сунуться на своем Фиате в северо-итальянский миллионник. Кроме того, в Дезенцано — отличные шоппинг улицы да и с историческим наследием все в полном порядке.

Впрочем, не исключаю той вероятности, что третья поездка на Гарду ознаменуется новым местом стоянки: например Лазице, или даже Мальчезине… И, все же, для первого знакомства с Гардой я бы рекомендовала именно Десензано.

Озеро Гарда — это целая россыпь городков и деревушек, которые зачастую территориально относятся к разным провинциям! Это я к тому, что нахрапом здесь никак не получится, но все, разумеется, зависит от личных предпочтений путешественника.

Я слышала две разных версии происхождения современного названия озера. Первая гласит, что название происходит от немецкого «Гвардия». Другая — что своим именем озеро обязано некоей скале Гарда. А, вообще, в древности озеро называли Бенакским, по имени более несуществующего населенного пункта (погребен вулканом и водами). Любителям исторических справок — добро пожаловать в музеи Рива дель Гарды и Мальчезине, где вы найдете уйму всего интересного.

Признаюсь честно, энциклопедические выкладки наших путешествий всегда ретроспективны: вначале едем и любуемся, потом изучаем. Умом понимаю, что должно быть наоборот, но почему же так происходит? Проблема в том, что дома катастрофически не хватает времени на полноценную подготовку к отпуску. Обычно это выглядит как бегство от будней с наспех собранными чемоданами за день до вылета. Посмотрим, удасться ли однажды переломить тенденцию и образ жизни…

Со всеми статьями, посвященными городкам Гарды, планирую тот же подход, ведь каждый из них достоин отдельного рассказа. После некоторых раздумий я решила не соблюдать хронологический порядок путешествий, а скорее географический. Какие-то из мест мы посетили в далеком 2018-ом, а какие то — относительно недавно — в 2021-ом. Прокатиться нам придется вначале по часовой стрелке — до Ривы, а потом против часовой — до Ласизе. Как нетрудно догадаться, взглянув на карту — северо-восточная половина озера пока еще (на конец 2022ого) остается непокрытой.

Итак, план работ вырисовывается следующий:

• Десензано дель Гарда
  • Сало
  • Гардоне Ривьера
  • Тосколано-Мадерно
  • Рива дель Гарда
  • Сирмионе
  • Ласизе и окрестности
  • Пескьера дель Гарда

Напоследок к затянувшемуся вступлению небольшая ретроспективка 2018, когда мне было еще не лень снимать видео-зарисовки: