Нет смысла медлить, и на следующий день мы грузимся в черный воронок, чтобы прокатиться до Вероны. Город Любви от нас совсем недалеко, всего в 40 км по трассе Милан — Венеция. Самое то, чтобы немного освежить в памяти особенности вождения на местных дорогах и почувствовать себя здесь немного увереннее. И кстати, в Вероне мы уже бывали в 2018, но очень уж галопом.
Итак, балкон Джульеты и знаменитую Арену в этот раз решили обойти стороной, ведь нас ждал прекрасный Кастельвеккьо (Старый Замок). Вообще конечно осознаю, что Верону нельзя изучать тем методом, что пробуем мы: заездами на денек в попытке объять необъятное. Тут ведь — многослойный пирог из столетий и эпох, быть сторонним наблюдателем здесь совсем недостаточно.
—Я никогда не перестану испытывать отвращение к туристам.
— Почему, святой отец?
— Потому что они просто проходят мимо.
© Пий ХIII, Папа Римский
Доехав до торгового центра Adigeo, дальше отправляемся пешком в надежде полюбоваться на Верону. Увы, особых красот на четырехкилометровом отрезке пути замечено не было, и вообще эта часть города выглядит несколько запущенной.
Ближе к центру картинка меняется: появляются притоки знаменитой реки Адидже, спускающейся в город аж с самых Альпийских гор. Жара стоит просто неимоверная, и бутиллированная вода иссякает стремительно. Google Maps не дают сбиться с пути и через какое-то время перед нами предстает крепость Castelvecchio – неприступная обитель знаменитого веронского рода Скалиджери. Сейчас в архитектурном комплексе расположился городской музей Кастельвеккьо.
В 2015 году здесь произошла громкая криминальная история, «прославившая» музей на весь свет: 15 полотен всемирно известных итальянских художников общей стоимостью 20 миллионов евро были дерзко похищены преступниками молдавского происхождения. Их вычислили лишь спустя три месяца, но справедливость все же восторжествовала. Во многом благодаря усилиям Петра Порошенко картины были возвращены в Верону, а сам украинский президент получил почетное звание гражданина Вероны!
Кстати, с одной из похищенных картин за авторством Джованни Франческо Карото (15 век) связана любопытная медицинская история. Именно она послужила толчком для открытия Синдрома Ангельмана — детского неврологического заболевания.
Но возвращаемся к замку и его создателям — знаменитой династии Скалиджери, влавствовавшей в Вероне на протяжении 120 лет. Неспокойные годы борьбы между Императором и Папой Римским разделили север Италии на гибеллинов и гвельфов. Скалигеры воевали на стороне гибеллинов, таким образом сделав Верону гибеллинской на целый век.
Оборонительное сооружение стало жизненной необходимостью, а кроме внешнего врага правящей династии периодически приходилось укрываться за стенами замка и от самих веронцев. Замок воздвигли по приказу Кангранде Второго по кличке Большой Пес — пожалуй, одного из самых выдающихся представителей знаменитой фамилии Скалиджери.
Помимо военных подвигов Кангранде также известен покровительством легендарному Данте Алигьери, который проводил много времени при дворе веронского рода. Несмотря на относительно недолгий век (Кангранде Второй умер в возрасте 38 лет от отравления наперстянкой), он успел многое. Сделав гибеллинской Вичензу, Кангранде не собирался останавливаться на достигнутом: в конце концов под его натиском пал и заклятый враг — гвельфская Падуя.
Воинской славе тех давних лет служит один из залов городского музея Вероны. Кстати, военное ремесло невероятно расцвело в 13-15 веках в Италии: борьба за власть между многочисленными семейными кланами и отсутствие сильного центра сделали услуги наемников весьма востребованными.
Об истинном назначении арочного моста, прилегающего к замку, достоверно не известно, но считается, что возводился он с целью возможного отступления членов семьи Скалигери к союзникам в Альпы. Ведь левый берег реки Адидже в те времена был не заселен.
В день нашего приезда на Адидже происходил натуральный лесосплав. Бревна сталкивались друг с другом, создавая заторы между арок, и гулко ударялись о сваи моста. Вообще, приезд наш по времени оказался весьма удачен: судя по сводкам новостей и тому, что мы увидели в приозерном Комо — совсем недавно по Италии пронеслись природные катаклизмы. А ведь в планах у нас в том числе добраться и до Южного Тироля — альпийский Тренто на картинках произвел неизгладимое впечатление.
Наблюдаем бурный речной поток в Вероне и плавимся от сорокаградусной жары — даже мороженое не сильно помогает. Кстати, интересное наблюдение — солнечные лучи в Италии не такие палящие, как в Прибалтике. За весь отпуск мы ни разу не подгорели, несмотря на зашкаливающий градусник.
Говорят, некоторые веронские пенсионеры развлекают себя необычной «рыбалкой»: ведь река Адидже кишит артефактами древних эпох! Протяженность реки — 400 километров, а при серьезной угрозе наводнения власти открывают водосброс в озеро Гарда через специально вырытый в 20 веке канал. Последний раз, если не ошибаюсь, это произошло в 2020 году.
Ну и напоследок — фото-привет из Сирмионе образца 2018 года: ведь знаменитые Скалигеры и здесь оставили свой след. Замок Сирмионе с резными зубцами в форме «ласточкин хвост» напоминает веронский Кастельбеккьо и точно также принадлежит «перу» семейства Скалиджери. Обратите внимание на белый герб в виде лестницы — символ легендарной династии, ведь в переводе с итальянского Scala – стремянка.
А в этом году Сирмионе был до такой степени забит туристами, что нам даже не удалось припарковаться — пришлось убираться из города несолоно хлебавши. Кроме того, случилось еще одно непоправимое событие, хотя… Возможно, все же поправимое ) Мы проехали мимо волшебного Мальчезине на озере Гарда, где на обрыве скалы находится грандиозный памятник архитектуры, так и называющийся: Замок Скалигеров.
«Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю.» Н.В. Гоголь